Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N6 / 2013

Определение момента возникновения права собственности на имущество: проблема разграничения правоустанавливающей государственной регистрации от учетной

Балкаров А.Б.,
юрист, г. Ростов-на-Дону

Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право  собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Вместе с тем не всякая регистрация имущества является правопорождающим актом, точнее сказать, правоустанавливающим актом, после проведения которого можно полагать, что у лица возникло право собственности на имущество.

Дело в том, что в некоторых случаях осуществляется государственная регистрация имущества в административных либо финансовых целях, так называемая учетная регистрация имущества.

Казалось бы, что указанные виды государственной регистрации имущества регулируются соответствующими отраслями права и не должны вызывать вопросов, вместе с тем на практике происходит смешение правоустанавливающей и учетной государственной регистрации, что приводит к различного рода спорам.

По вопросу ФАС Северо-Западного округа справедливо отметил, что «ответчик ошибочно полагает, что моментом передачи автомобиля покупателю является регистрация автомобиля в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Подобная регистрация носит административный характер и никак не влияет на момент возникновения права собственности у покупателя. Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали на то, что нормы административного права о регистрации транспортных средств в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения не регулируют отношения, связанные с возникновением и прекращением права собственности на транспортные средства» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2010 по делу № А21-11334/2009).

В другом споре суд отметил: «Поскольку вещные права на транспортные средства не подлежат государственной регистрации, момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определяется в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Регистрация, предусмотренная п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на которую ссылается инспекция, является  специальной регистрацией самого транспортного средства, а не вещных прав на него, и носит исключительно информационный (учетный) характер» (постановление ФАС Московского округа от 14.07.2009 № КА-А40/5553-09 по делу № А40-3931/07-98-32).

В ходе признания договора купли-продажи автомобиля мнимым суд указал, что факт регистрации транспортного средства в МОГТО и РАС ГИБДД сам по себе не означает возникновения права собственности ответчика на спорную автомашину, а является лишь основанием для допуска к участию в дорожном движении на территории РФ (кассационное определение Смоленского областного суда от 28.06.2011 по делу № 33-2153).

Некоторые суды, признавая, что право собственности на транспортное средство возникает не с момента государственной регистрации, осуществляемой ГИБДД, а с момента передачи вещи продавцом, ссылаются не на природу регистрации, а на природу регистрируемой вещи.

К примеру, в рамках дела о признании сделки недействительной судом доводы истца о том, что ответчик не являлся собственником трактора, так как сделка не прошла регистрацию в органах ГИБДД, не были приняты во внимание в связи с тем, что, по мнению суда, транспортное средство не является недвижимостью и, следовательно, переход права собственности не подлежит государственной регистрации (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2006 по делу № А29-1567/2006-2э).

Такая мотивировка решения, несмотря на правильный вывод, представляется неверной, поскольку право собственности на автомобиль, если иное не установлено законом или договором, возникает в момент фактического поступления во владение приобретателя (ст. 224 ГК РФ); законодательно установленное требование о государственной регистрации автомобиля носит учетный, а не правоустанавливающий характер.

В Концепции развития гражданского законодательства справедливо отграничивается  правоустанавливающая государственная регистрация имущества от учетной.

Так, отмечается, что в ГК целесообразно включить общие положения о государственной регистрации имущественных прав, единые для различных объектов, в отношении которых предусмотрена правоустанавливающая (неучетная) регистрация, установив, в частности, принципы регистрации: проверки законности оснований регистрации, публичности реестра, презумпции его достоверности.

Вышеуказанные принципы правоустанавливающей регистрации имущества нашли отражение в ГК РФ после принятия проекта изменений в ГК РФ – ФЗ от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Вместе с тем прямого отграничения рассматриваемых видов государственной регистрации, к сожалению, ГК РФ не знает по сей день. В связи с этим стоит руководствоваться следующими отличительными признаками.

Во-первых, можно сказать, что учетная государственная регистрация не обладает ни одним из вышеперечисленных принципов правоустанавливающей регистрации. Поэтому в зависимости от наличия этих принципов у того или иного вида государственной регистрации можно определить ее характер. Так, ГИБДД не проверяет действительность основания регистрации транспортного средства (действительность договора купли-продажи, иного документа, послужившего основанием для учетной регистрации), реестр владельцев транспортных средств не является публичным (граждане не имеют свободного доступа к реестру зарегистрированных автомобилей). Отсутствие первого принципа правоустанавливающей регистрации логично приводит к отсутствию третьего – презумпции достоверности сведений, внесенных в учетный реестр.

При этом согласно вновь введенной ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Данная норма усовершенствовала исключенный вновь принятым ФЗ № 302-ФЗ п. 2 ст. 8 ГК РФ, которая гласила, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Из указанных норм видно, что правоустанавливающей государственной регистрации подлежит не само имущество, а право на него. При учетной же регистрации регистрируется сама вещь. Пожалуй, это самый важный отличительный признак учетной регистрации от правоустанавливающей.

Далее, согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Как видно из указанной нормы, при правоустанавливающей регистрации речь идет о государственной регистрации «отчуждения» имущества, а не самого имущества, которое регистрируется при учетной регистрации. Под «отчуждением», полагаем, следует понимать действия (юридические акты) граждан или юридических лиц, направленные на передачу вещи (к примеру, сделки с недвижимостью). В связи с этим в качестве отчуждения согласно ст. 551 ГК РФ подлежит государственной регистрации переход права собственности.

Здесь усматривается другая проблема правоустанавливающей государственной регистрации, которая также поднималась в Концепции развития гражданского законодательства. В ней отмечалось, что применительно к регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время регистрации подлежат не только имущественные права, но и некоторые сделки с указанным имуществом. В Концепции справедливо предлагается устранить указанное смешение различных систем регистрации и перейти на подлинную систему регистрации прав.

Действительно, анализ первой и второй частей ГК РФ позволяет сделать вывод о возможности государственной регистрации как права на имущество, так и договора (иной сделки) с имуществом, а также и переход права на имущество. По сути, предлагается подвергнуть государственной регистрации лишь права на имущество, отказавшись от регистрации договоров (иных сделок).

Можно заключить, что правоустанавливающая регистрация является институтом гражданского права, который используется в конечном счете в целях определения момента возникновения права собственности на вещь, а учетная – административного, налогового иной отрасли публичного права, которая осуществляется в целях борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, обеспечения налогового учета и пр.

Таким образом, разграничение видов государственной регистрации имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как от указанных регистрационных действий зависят законность и достоверность права собственности на какое-либо имущество.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».